Winged Wisdom

Pillars of Eternity

Наиграл я около 20 часов в PoE, поэтому могу дать свою кратенькую оценку.
Начнем с того, что в классические РПГ типа ворот Балдура и Плейнскейпа я не играл в свое время. Компьютер у меня появился в 2004 году и тогда я был больше заинтересован первым Neverwinter nights. Классику я запускал уже сильно позже, из любопытства, в итоге так и не смог осилить дальше 15 минут.
Столпы вечности не ждал. Вторым Вейстландом еще не разочаровывался. Денег в Кикстартер не вбрасывал. Никаких возложенных надежд. А она как завелась, как поехала.
Впервые за много лет отметил, что я играю в РПГ, проигрываю бои, бегаю по локациям часами, а мне это не надоедает. То есть подача сюжета настолько хорошая, что там побочные квесты и основной равносильны по интересу. Сейчас я на 8 уровне пятнадцатиэтажного подземелья. Впереди еще семь. И мне норм, у меня не скрипят зубы от скуки. Ладно пойдем по порядку.


Графин
Сверхдетализации, конечно, не найти. Но видно, что все живые объекты сделаны с душой. Модельки врагов и NPC - симпатичные. Глаза кровью не истекают. Все локации разнообразные, калькирования нет совсем. Совсем не NWN с его бесчисленными пещерками и многоуровневыми полями. Полностью зумить не рекомендуется, но по дефолту выглядит ок.

DOOSHA
Тут ее полно. Начиная с того, что ГГ в результате обряда начинает читать души людей. Причем не просто читать, а вылавливать интересные истории из их прошлых жизней. Это очень круто. Читаю всех. кого встречаю, качество этих историй просто на высоте.
Вообще игра представляет собой нетрадиционный ДнД. Общая канва фэнтэзи сохранена, но сильно модифицирована мистической составляющей. Постоянно будут всплывать срачи о душе. Об этике ее использования и лечения.
Огромное количество фракций, религиозных течений, политических убеждений. Подобно ста долларам, всем нравиться не удается. Спутники с крутыми индивидуальными квестами и прописанными характерами. Поехавший Стоик, поехавший Алот, веселый Кана. С ними приятно беседовать, они вносят свои реплики в общее обсуждение. Причем они оценивают тебя, твои поступки. А не как в Dragon Age, "я сейчас подарю тебе миллион алых роз, ты будешь обожать меня, а после ужина мы пойдем вырежем сиротский приют, ты же ничего не будешь иметь против"?

Геймплей
Сначала про социальную составляющую РПГ. Выборы действительно разнообразны, часть обусловлена требованиями к характеристикам. Нельзя дерзить, если у тебя решительность, как у чмошника. Нельзя отвечать как паладин определенного ордена, если ты не состоишь в нем. И тому подобное. Приходится выбирать из того что есть, причем выбор заключается не в "добрый", "злой", "нам не помешает лишний ствол". Тут иные реплики порой приводят к непредсказуемым поворотам в разговоре.
Пример. Подхожу к замку, в котором надо всех убить. Там курят бамбук два стражника. Диалог:
Здраститя.
Ходи отсюда, холоп, наш замок слишком хорош для тебя.
[Решительность] Бросай оружие или кишки на рукав намотаю!
Тут как бы они должны испугаться и пропустить, поскольку мой показатель решительности проходит проверку. На деле:
Мыкола, он чота дерзкий (достают луки, наносят инициативную атаку).
Я просто обтек с этой ситуации.
И так любой невинный диалог может закончиться фразой "теперь ты слишком много знаешь, убейте его!"
К слову, драться выгодно. Поскольку в игре очень честно работает лут. Убил стражника в полном доспехе? Пожалуйста, забирай его с тела целиком. И оружие. И все что в карманах было. Проблема денег, как бы не проблема. Хотя в магазинах тоже особо нечего покупать. В итоге переодевание персонажей сводится к "нашел именной артефакт, заменил им старый именной артефакт". Не очень разнообразно.
Отдельно отмечу встроенную "ферму". По сюжету ты наследуешь ВНЕЗАПНО замок. А он в руинах. Надо отстраивать. Тут и пригодятся деньги. А потом нужно еще денег, чтобы нанять охрану, которая будет отбиваться от мародеров, которые разрушают постройки, за которые ты уже заплатил денег. Короче, такой ненапряжный вид отвлечения от геноцида монстров и бандитов в отдельно взятой провинции. А главное, ничего из этого не раздражает. Зачистка пещерок перемежается социальными квестами и загадками. При этом все предлагается довольно ненавязчиво. Ничто не мешает забить болт и пойти играть в побочные квесты. И они ничем не хуже.
Система прокачки проще, чем в ДнД, но сложнее ДА. Этакая балансная система, когда думать над выбором часами не надо, но при этом он важен.
А еще тут есть перемотка. Это просто вин. Одно нажатие клавиши - и вся партия начинает в два раза быстрее семенить по карте. Я прикидывал, по диагонали через самую большую локацию партия пробежала за 23 секунды. От воспоминаний о хромоногих героях из NWN или DA волосы дыбом встают.
Из минусов стоит отметить, что в больших замесах сложно понять где кто стоит (камеру нельзя повернуть). Странно работает автоатака - в самый разгар бойни любой герой может просто остановиться и созерцать происходящее. Нет макросов и программируемых тактик, прожимать каждую боевку скиллы утомляет.

Резюме: очень крутая классическая РПГ с огромным количеством контента. 800 рублей, для меня, многовато за такую игру, но как подешевеет, обязательно возьму. Реабилитация провальной кикстартер репутации RPG-жанра. Играть обязательно.
Метки:
о, круто, большое спасибо за обзор! куплю тоже, как время будет поиграться (ха-ха)

критично ли не бросать надолго? у меня режим поиграть типа раз в месяц несколько часов — если я всё позабываю про текущие квесты и т.д., долго ли надо будет въезжать обратно?
А ты можешь Сильмариллион читать два раза в месяц и все помнить?)
Тут все-таки целый мир, который не описывается двумя предложениями: "Ну типа как в сказках. И драконы есть".
Но вообще, что мне очень понравилось, сам квест может выдаваться литературной беседой с NPC, а потом кратко излагаться в дневнике по сути.
я больше имею в виду, сколько например обычно идет параллельных активных квестов, если всё подряд не брать? чтоб журнал почитать и в обозримое время всё вспомнить :)